В конце XX века мировая урбанистическая мысль столкнулась сразу с несколькими кризисами. С одной стороны, ученые и градостроители стали осознавать все проблемы, связанные с проживанием в многоэтажных «человейниках», а с другой — стали очевидны минусы американской модели обширных субурбий. Вместе с экспертом Доброграда Еленой Устиновой, директором по маркетингу и продажам, разбираемся в особенностях разных видов застройки.
Многоэтажки часто ассоциируются у людей с панельным строительством. Конечно, в мире существует множество примеров оригинальной многоэтажной и высотной архитектуры — например, доходные дома Москвы и Санкт-Петербурга или небоскребы Нью-Йорка. Но именно панельная «Жилая единица» франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье, основоположника современной урбанистики, стала прототипом для всех современных многоэтажек.
В послевоенном СССР остро стояла проблема нехватки жилья, поэтому на свет появились хрущевки . Дешевые и быстровозводимые здания позволили огромному числу советских граждан переселиться из коммуналок и полуаварийных зданий на собственные квадратные метры. Изначально хрущевки воспринимались как временное жилье: уже к 1980 году в стране должен был настать коммунизм, а простые дома-конструкторы — смениться более комфортным жильем. Как мы понимаем , этого не произошло, и уже к 1970-м государство и градостроители приняли необходимость возводить высотные панельки. На смену четырех- и пятиэтажным хрущевкам пришли сначала семи- и двенадцатиэтажные дома, а затем и знакомые всем жителям крупных городов семнадцатиэтажки.
В XXI веке многоэтажные панельные дома не просто никуда не делись, но продолжили расти ввысь , постепенно приближаясь к отметке в 30 этажей. Не стоит думать, что высотные панельки — прерогатива исключительно постсоветского пространства. Примеры такой застройки есть и на Западе, и особенно в густонаселенной Азии. Китайские и корейские мегаполисы, Сингапур — отличные примеры многоэтажной застройки.
Возможность одномоментно расселить большую массу людей — не единственный плюс многоэтажек. Из-за относительной дешевизны строительства и больших объемов жилых площадей приобрести квартиру в многоэтажной новостройке могут позволить себе даже не самые обеспеченные слои граждан. Вокруг многоэтажек, как правило, возникает развитая инфраструктура, особенно если первые этажи отданы под коммерцию: объем спроса рождает предложение.
Каменные джунгли психологически некомфортны. Фото: Мир Квартир Общее — значит ничье И все же довольно очевидно, что многоэтажное строительство имеет больше отрицательных сторон, чем положительных. Если микрорайоны, возведенные еще в советское время, около 25-35 лет назад, к сегодняшнему дню действительно обросли инфраструктурой, то новостройки, возводимые в чистом поле по принципу спутников вокруг крупных городов, могут со временем превратиться в гетто. Часто застройщики ограничиваются возведением жилых домов, иногда школы и детского сада. Остальные потребности приходится закрывать в ближайшем районе с развитой инфраструктурой, что приводит к маятниковой миграции и пробкам. Транспортная инфраструктура — нередко самое слабое место в районах с многоэтажками.
Другая заметная проблема многоэтажной застройки — отсутствие сообщества. Если в тех же хрущевках на один дом приходилось в среднем 40-60 квартир, то многоэтажка может вмещать тысячи. Из-за этого теряются связи между соседями, а люди перестают чувствовать ответственность за окружающее пространство. Актуальным становится принцип «мой дом — моя крепость», когда все, что находится за пределами входной двери в квартиру, ощущается безличным и даже чужеродным.
Около хрущевок по сей день можно встретить палисадники и наивные украшения из покрышек. Около многоэтажек — разве что мусор или остатки ландшафтного дизайна от застройщика.
Несомненный плюс многоэтажной застройки — панорамные виды, доступные жителям 15 этажа и выше. Но и здесь можно легко упереться в проблему: ученые отмечают, что проживание на высоте негативно сказывается на здоровье, в том числе из-за шумовой загрязненности.
Малоэтажная застройка — решение проблемы? Действительно, микрорайоны со строениями высотой в 3-6 этажей позволяют избежать недостатков многоэтажек. В таком пространстве гораздо проще создать прочное сообщество и развивать отношения между соседями. Решается и транспортная проблема: из-за куда меньшей плотности населения реже возникают пробки, а также отпадает проблема с парковкой .
У малоэтажки свои проблемы. Фото: Мир Квартир Малоэтажные районы гораздо больше подходят для комфортного развития детей и семейного досуга — за счет хорошей экологии, «близости к земле» и природным объектам.
Опыт субурбий Субурбии — это районы, как правило, индивидуальной и малоэтажной застройки, расположенные неподалеку от крупных городов. На первый взгляд, это идеальный формат жилья — когда практически у каждого дома есть собственный приусадебный участок, активно развиваются добрососедские отношения, а плотность населения стремится к минимуму. Своего рода малоэтажная застройка, возведенная в абсолют.
И тем не менее, субурбии, широко распространенные, в частности, в США, считаются одним из главных американских урбанистических провалов. Из-за столь низкой плотности застройки страдает инфраструктура: необходимые блага концентрируются в одном месте, и большинству жителей субурбии до них необходимо добираться на машине. Из-за этого за городом появляются не свойственные ландшафту пробки, а в обустройстве общественных пространств все больший упор делается на комфорт автомобилистов.
Какое оно, идеальное жилье? Современная урбанистика все больше тяготеет в сторону смешанной застройки, которая объединяет в себе особенности разных типов. Когда в одном пространстве встречаются и индивидуальные дома, и малоэтажное строительство , и даже «башни» средней высотности, район привлекает людей с разным достатком, потребностями и интересами. Получается хоть и максимально разнообразное, но все же сообщество, где соседи могут объединяться в клубы по интересам, совместно проводить досуг, гулять и заниматься спортом, при этом обмениваясь жизненным опытом и взглядами.
Будущее — за смешанной застройкой. Фото: Доброград Большой упор в таком жилье должен быть сделан на доступность инфраструктуры. Это слабая сторона и многоэтажной застройки, и субурбий — а значит, новые города должны учитывать этот неудачный опыт. Например, в Доброграде до школы, детского сада, медицинского центра, магазинов и клубов можно добраться пешком или с помощью средств индивидуальной мобильности: инфраструктура находится рядом с домом, из-за чего снижается ежедневная необходимость в личном транспорте и, соответственно, нагрузка на экологию.
Каждый из видов застройки решает свою задачу. Многоэтажки позволяют людям приобрести сколько-то удобное жилье по низким ценам . Малоэтажная застройка решает вопросы с формированием сообщества и комфортной среды. И все же смешанная застройка, где комфорт жилья совмещен с доступностью инфраструктуры и хорошей экологией — это будущее, которое доступно уже сегодня.
Инвестиции в добрососедство. Может ли комьюнити-центр жилого комплекса принести прибыль?
Свободны от новостроек. В самых экологичных районах Москвы не хватает нового жилья
Лето. Жара. Начнут ли таять цены на новостройки?
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости