Как сделать город безопасным. Превентивные решения и новые подходы к организации пространств

В этой статье
  • Транспортная безопасность
  • Vision Zero – концепция нулевого травматизма
  • Безопасность улиц

В последние десятилетия вопрос безопасности городского пространства стал одним из наиболее актуальных и обсуждаемых. Имея в виду рост городского населения и увеличение темпов жизни, градостроители стремятся сделать улицы комфортными и удобными, предусмотреть возможные угрозы и найти ответы на новые вызовы. Одна из наиболее успешных урбанистических стратегий — превентивный дизайн, когда город проектируется так, чтобы максимально предотвратить возможные проблемы. О том, как подход используется в разных странах, рассказывает Елена Устинова, директор по маркетингу, развитию и продажам компании «Доброград Девелопмент».

Все больше городского пространства отводится пешеходам. Фото: Мир квартир
Все больше городского пространства отводится пешеходам. Фото: Мир квартир

Транспортная безопасность

Один из самых больших источников угрозы в городе — это автомобили. И речь здесь не только про аварии (о них поговорим позже), но и про экологическую составляющую: шумовое загрязнение, углеродный след и вредные выбросы.

Для того чтобы снизить число автомобилей в городе, градостроители используют инновационные подходы к планированию пространств. Одна из наиболее популярных концепций сегодня — пятнадцатиминутный город. Она подразумевает, что у горожанина должна быть возможность добраться до всех ключевых объектов инфраструктуры за пятнадатиминутную прогулку или поездку на средствах индивидуальной мобильности. Такое решение позволяет людям отказываться от поездок на автомобилях и снижает число машин на дорогах.

Вкупе с грамотно организованной системой общественного транспорта урбанисты могут добиться и более существенного изменения транспортной ситуации в городе: менее загруженные улицы позволяют провести реорганизацию городской ткани, выделив больше пространства пешеходам и велосипедистам, что дополнительно стимулирует отказ от личного автомобиля.

Сама по себе идея квартальной застройки, когда в рамках каждого квартала, блока или микрорайона человек может закрыть максимум своих повседневных потребностей, не нова: по такому принципу застроены Барселона и Нью-Йорк. Но и другие мегаполисы, изначально имеющие иную планировку, сегодня подхватывают тренд — так, по этому пути активно движутся Токио и Париж, где уже немало центральных улиц отдано пешеходам.

Vision Zero – концепция нулевого травматизма

А теперь про аварии. Сегодня градостроительная мысль пришла к консенсусу, что в большинстве аварий на самом деле виноват не водитель или пешеход, а инфраструктура. Что это значит?

Если улица спроектирована неверно, даже внимательный автолюбитель или ответственный велосипедист может совершить ошибку или стать заложником ситуации. Пример: если широкую многополосную улицу можно перейти только под или над землей, а обычного наземного перехода нет, люди неизбежно начнут перебегать в неположенном месте — отсюда рост аварий. Винить в этом горожан глупо: наша психика рассчитана на то, чтобы решать задачи наиболее эффективным путем. И, например, пожилой человек с больными суставами едва ли станет спускать и поднимать тяжелую сумку по лестницам подземного перехода, когда дорогу можно перейти напрямик. Даже если это несет определенные риски.

Для того чтобы сделать улицы по-настоящему безопасными, активно используется концепция Vision Zero (концепция «нулевого травматизма»). Ее основные постулаты предполагают, что улица должна ограждать людей от возможности попасть в аварию. Если водитель на узкой улице в центре города может разогнаться до скорости 100 км/ч, рано или поздно это произойдет — даже если установлены знаки, ограничивающие скорость. Грамотным решением будет сделать дорогу легкими зигзагами, периодически преграждая полосу, например, выступами с деревьями и вынуждая водителя вилять, постоянно снижая скорость.

Другой вариант — искусственные неровности: покрыть дорогу не ровным асфальтом, а рельефной брусчаткой, которая не даст набрать скорость. Подобных решений существует масса: островки безопасности, выделенные полосы для велосипедистов, круговые перекрестки, которые резко снижают число тяжелых аварий.

Автотранспорт – одна из главных городских факторов опасности. Фото: Мир Квартир
Автотранспорт – одна из главных городских факторов опасности. Фото: Мир Квартир

Об эффективности Vision Zero позволяет судить международный опыт. Так, изначально концепцию разработали в Швеции — в последние годы смертность от ДТП в стране составляет всего несколько человек на 100 тысяч населения, это наименьшие показатели по миру.

Безопасность улиц

Вернемся к разговору про пятнадцатиминутный город. Мэрия Токио, например, не просто так старается объединять в одних и тех же пространствах разные объекты инфраструктуры — помимо удобства горожан, такое расположение решает и функцию обеспечения безопасности. Каким образом?

Представьте себе квартал, который полностью состоит из отделений банков. Днем там будет людно, но в нерабочие часы активность на улицах устремится к нулю. В результате ночью находиться в таком районе станет небезопасно. А теперь представьте квартал, в рамках которого существуют банки, круглосуточный магазин, ночной клуб, коммерческие, деловые, жилые здания и т. д. В нем горожане будут находиться постоянно — и вероятность правонарушений снизится. Кроме того, на помощь приходит и грамотная планировка улиц: уличное освещение и просматриваемые пространства отпугнут любых злоумышленников.

Но в случае с безопасностью улиц отдавать все на откуп грамотной планировке удается не всегда. В Китае или Москве, например, дополнительный механизм защиты горожан — камеры видеонаблюдения. В 2022 году в Поднебесной их насчитывалось более полумиллиарда. Картинка с большинства камер служит не только для фиксации правонарушений, но и для выявления местоположения преступников – для этого изображение анализируется искусственным интеллектом. Системы считывают биометрические данные и с высокой долей точности определяют личность нарушителя и его маршрут.

А, например, в Доброграде (новом городе во Владимирской области) биометрия помимо камер наблюдения успешно используется и для доступа на территорию — посторонний не сможет попасть на улицы, не пройдя авторизацию. Улицы же постоянно патрулируют сотрудники службы охраны: они оперативно получают информацию от системы городского видеонаблюдения и следят за комфортом и безопасностью. Это позволяет жителям чувствовать себя защищенными и не бояться за своих детей и пожилых членов семьи.

Безопасность городов — проблема, которая стоит перед человечеством уже не первое тысячелетие. И только в последние годы нам наконец удается находить эффективные варианты ее решения. Новые подходы к организации пространств, умные технологии и стандарты планировки — все это помогает делать города по всему миру безопаснее уже сегодня. А в ближайшей перспективе тренд станет еще заметнее и все больше городов будут интегрировать успешный опыт в свои стратегии развития.

Что такое «умный город» и как он меняет наше представление о повседневном комфорте

Москва выходит на воду: как в городе застраиваются берега рек

Миллениалы и зумеры: в чем они отличаются и какие требования предъявляют к современным городам

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости

Загрузка...

© 2008 — 2024 ЗАО «Мир квартир»ИНН 7725724532ОГРН 1117746399297

При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.

Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie