Тот, кто строит частный дом, на определенном этапе может сталкиваться с его вводом в эксплуатацию. Процедура считается обязательной, без которой не получится признать дом жилым и официально стать его владельцем — зарегистрировать право собственности. Но можно обойтись и без ввода в эксплуатацию, например, при строительстве в уведомительном порядке или попадании под дачную амнистию. Это зависит от характеристик дома, периода строительства и соответствия условиям законов или постановлений.
Рассказываем, как вводят дома в эксплуатацию, какие собирают для этого документы и в каких случаях можно стать собственником дома без его ввода в эксплуатацию.
Жилым домом могут признать только капитальное строение. Поэтому перед тем, как заниматься вопросом сбора документов или направлением заявления на ввод в эксплуатацию, нужно убедиться, что это капитальное строение. Такое понятие определяет ГрК РФ. Капитальным считается строение, фундамент которого углублен и связан с землей. Еще капитальное строение должно быть выполнено из прочных строительных материалов. Это могут быть кирпич, бетон или другие материалы.
Существуют определенные требования, с учетом которых строят частные дома. Если они не будут соблюдены, собственник участка может столкнуться с проблемами, когда соберется ввести дом в эксплуатацию. Они следующие:
Для введения в эксплуатацию нужен определенный пакет документов. В него должны входить документы, подтверждающие, что земля принадлежит заявителю, техническая документация на дом и документы, свидетельствующие о соответствии строительным и прочим нормам.
Порядок этапов, которые нужно пройти, определяет ФЗ № 122.
На основании ГрК РФ при строительстве силами подрядной организации сдача и приемка проводится с оформлением акта приемки, который подписывается обеими сторонами.
Форма актов и то, какой из них допускается использовать при приемке объекта с определенными характеристиками, устанавливается постановлениями Госкомстата РФ. Например, в случае строительства дома и последующей его приемке как объекта в целом используется форма документа КС-11.
В акте указывают следующие данные:
Статья 55 ГрК РФ определяет, что разрешение выделяется тем же органом, который выдавал разрешение на проведение строительных работ, если оно было получено собственником участка.
Для получения разрешения направляют заявление. После того, как заявление принято, в течение 10 дней на объект выезжает комиссия для осмотра и определения его соответствия проекту и действующим нормам. После рассмотрения может быть два варианта:
Решение об оформлении документа принимается не только с учетом оценки самого объекта, но и с учетом присутствия и правильности составления документов, которые заявитель приложил к заявлению. Разрешение может быть выдано и в случае, если в оцениваемом здании присутствовали нарушения, но они были устранены до момента проведения проверки.
Разрешение будет подтверждать следующее:
Не в каждом случае владелец земли, который построил дом, может предоставить полный перечень необходимых документов. Иногда проблема заключается в том, что объект не соответствует проекту. Например, в процессе строительства решили дополнительно пристроить к дому веранду, которой не было на плане. Или изменили конфигурацию дома, увеличили его площадь. В таком случае обращаются в специализированную организацию, у которой есть разрешение на оценку зданий и их элементов. По результатам анализа дома оформляется отчет, в котором описывается состояние объекта. Отчет предоставляется вместе с остальными документами для получения разрешения на ввод в эксплуатацию. В зависимости от того, что написано в отчете, выносится решение о возможности выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.
Технический паспорт – это обязательный документ, который требуется при регистрации права собственности на построенный дом. Самостоятельно составить такой документ нельзя. Технический паспорт офоормляется организацией или специалистом, у которого есть лицензия на проведение таких работ.
В технический план включены основные сведения об объекте недвижимости. В него входят текстовый и графический файл и, как правило, он предоставляется в бумажном и электронном варианте.
В техплан включают такую информацию:
Это окончательный этап, после которого сведения о жилом доме и его владельце вносятся в ЕГРН.
Направить заявление можно несколькими способами:
Для регистрации потребуются такие документы:
По результатам обращения дом ставят на кадастровый учет и сведения о нем и его собственнике вносятся в ЕГРН.
До 2018 года разрешение было обязательным документом для тех, кто собирается строить дом. Перед его предоставлением проверяли сам участок, на котором будет возводиться объект, а также разработанный проект будущего дома. Теперь процедуру немного упростили — вместо получения разрешения будущий собственник дома направляет уведомление. Это документ, которым он сообщает о том, что планирует начать строительные работы и возвести жилой дом. Такой порядок определен на основании ФЗ № 340.
Если после рассмотрения уведомления выносят решение о том, что планируемые работы могут проводиться, дом можно строить. Решение оформляется письменно и направляется собственнику участка в виде уведомления. Но полученное уведомление ограничено в продолжительности своего действия. Оно действительно только в течение 10 лет. Если до окончания периода объект не будет готов, снова направляют либо уведомление либо другой документ, если правила и нормы, действующие на тот момент, изменятся.
Если в процессе строительства у участка изменится собственник, уведомление также продолжает свое действие до тех пор, пока не истечет 10 лет. Но документ станет недействительным, если новый владелец земли продолжит строительство не в полном соответствии с тем, что отражено в уведомлении.
После завершения всех планируемых работ составляют техплан и направляют уведомление об окончании строительства. Если все характеристики дома в норме, его ставят на учет. После подачи заявления о регистрации данные о доме и его владельце вносят в ЕГРН.
Дачной амнистией называют упрощенную процедуру, после прохождения которой официально становятся владельцем дома. Срок действия дачной амнистии ограничивается, но его уже несколько раз продлевали. По состоянию на 2023 год упрощенный порядок применяется до 1 марта 2031 года.
Первоначально дачную амнистию запустили для того, чтобы люди смогли зарегистрировать право собственности на дома в проблемных ситуациях. Например, когда человек давно построил дом, но чтобы официально стать его собственником, он должен собирать большое количество документов, обратиться в суд. Или когда человек — наследник умершего, который когда-то построил дом на участке, но не успел его зарегистрировать при жизни.
В упрощенном порядке могут зарегистрировать право собственности и те, кто уже в последние годы построил дом. Чтобы это сделать, нужно пройти гораздо меньше этапов:
При условии попадания под условия дачной амнистии и одновременно возможности строительства в уведомительном порядке, собственник дома может самостоятельно выбрать способ регистрации дома:
Узнав о том, что на период действия дачной амнистии можно зарегистрировать дом без разрешения на строительство или уведомления о начале работ, многие решают не получать такие документы, даже если строительство только планируется. Но нужно понимать, что направление уведомления — это не только бюрократическая процедура, для прохождения которой владелец участка тратит время и силы. Она позволяет еще до строительства узнать важную информацию. Например, о том, что:
Если собственник получит такую информацию до строительства, он сможет изменить проект или не строить дом, если это запрещено. В противном случае может получиться так, что владелец вложил крупную сумму денег в строительство, а в итоге оказалось, что дом невозможно узаконить. Кроме этого, если дом признают самостроем, владелец участка платит штраф — от 2 до 5 тыс. рублей. Еще для узаконивания дома, скорее всего, придется обращаться в суд. А дом, построенный с нарушениями или на территории, где этого делать нельзя, даже по решению суда могут не узаконить. Наоборот – могут вынести решение о сносе объекта.
В некоторых ситуациях возникает необходимость регистрации недостроенного объекта, который еще нельзя ввести в эксплуатацию. Делать это не обязательно — если собственник участка достроит объек и потом зарегистрирует право собственности, никаких проблем не будет. Необходимость регистрации недостроя может возникать в таких ситуациях:
Регистрация недостроя возможна при условии, что у него уже есть определенная степень готовности. Обычно она составляет от 50 до 70%. При оценке возможности регистрации анализируют проект строительства и то, что уже фактически сделано.
Для регистрации недостроя необходимы:
Выбираем участок для строительства дома: на что обратить внимание и как провести сделку
Свой дом: лучше купить или построить?
Регистрируем право собственности на земельный участок — куда обращаться и что делать?
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости
Поделиться:
© 2008 — 2025 ООО «Мир квартир»ИНН 7725273015ОГРН 1157746432942
При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.
Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie