Провозгласив после революции, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», устроители нового государства долго думали, что делать с балетом, а потом решили, что балет нужен для отдыха трудящихся и пропаганды социализма. И кстати, именно со сцены Большого театра было объявлено о создании СССР.
В балете появлялись постепенно имена, становившиеся известными и за пределами страны: Асаф Мессерер, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская… А вот где жили артисты балета и сколько теперь стоят квартиры в этих домах? Сейчас посмотрим.
За величественным зданием Большого театра на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка находится бело-красный дом (Кузнецкий мост, 6/3), выстроенный в редком для Москвы венском стиле. В 1900 году это здание принадлежало дворянам Хомяковым. Было оно четырехэтажным. На первом этаже размещались торговые лавки и знаменитая в то время парикмахерская «Базиль», о которой Иван Бунин писал в рассказе «Далекое»: «Сколько народу стриглось, брилось у Базиля и Теодора…». На остальных этажах находились квартиры, которые Хомяковы сдавали в аренду.
В 1931 это четырехэтажное здание надстроили двумя этажами, и большую коммунальную квартиру, состоящую из 20 комнат, отдали работникам балета Большого театра.
В этой коммунальной квартире была одна уборная и одна кухня, и балетные артисты, чтобы не стоять в длинной очереди, бегали в туалет в свой театр по соседству.
В этом доме жила тетка Майи Плисецкой балерина Суламифь Мессерер. Когда отца Майи расстреляли как «врага народа», великая Суламифь удочерила племянницу и тем самым спасла ее. А брата Майи взял на воспитание родной брат Суламифи – Асаф, выдающийся балетмейстер.
Уже взрослой Майя Плисецкая напишет о своем дяде в книге «Я, Майя Плисецкая»: «Почти всю свою сознательную балетную жизнь каждым утром я торопилась в его класс. У него занимались Уланова, Васильев, Максимова… Мало кто знает, что учиться балету он начал поздно, лишь в шестнадцать лет, а в восемнадцать его зачислили в труппу Большого».
А в 1940 году по проекту лауреата двух Сталинских премий Аркадия Мордвинова на Тверской достроили для элиты девятиэтажный монументальный дом (№15) с огромной аркой в центре, равной по высоте четырем этажам этого дома, высота каждого из которых составляла 3,2 м. Сейчас это здание часто называют «домом Мессерера», потому что на его стене висит мемориальная доска с изящной арочной нишей, в которой установлена маленькая скульптура танцующего Асафа Михайловича – хореограф получил в этом доме от государства квартиру.
Кроме него, в доме поселилось много известных людей: маршал Константин Рокоссовский, писатель Александр Твардовский, театральный режиссер Юрий Завадский, скрипач Абрам Ямпольский, академик Иван Лихачев…
На втором этаже легендарного дома сейчас можно купить двухкомнатную квартиру с линейной планировкой с окнами на улицу. Эта недвижимость площадью 52 «квадрата» обойдется в 30,8 млн рублей.
В 30-е прошлого века жилищная политика государства была направлена на агитацию за коллективный быт и имущественное равенство, но в то же время шло строительство ведомственных и кооперативных домов, хотя это и не афишировалось. А тем временем будущие жильцы домов, специально проектировавшихся для них, могли даже влиять на решение архитектора.
То было время заката конструктивизма и начало эпохи сталинского ампира – 1935 год. Мастер Щусев искал новые формы в архитектуре, и воплощением этого стиля стал дом №7 в Брюсовом переулке, построенный архитектором для артистов Большого театра.
Он состоит из трех монументальных девятиэтажных корпусов, соединенных между собой. Два первых этажа всех корпусов образуют нижний ярус, два боковых корпуса выдвинуты чуть вперед, а третий словно «задвинут» вглубь, и по его центру находится проездная арка. В виде арок сделаны и оконные проемы последнего этажа. В доме артистов Большого установили специальную шумоизоляцию, потому как жили в нем не только артисты балета, но и оперные певцы.
Одной из первых в артистическом доме в Брюсовом переулке поселилась прима Большого театра, балерина Екатерина Гельцер. Она танцевала еще при императоре, а в Советском Союзе стала первой артисткой балета, получившей звание народной. Поскольку у Гельцер не было наследников, после ее смерти квартира перешла руководству театра, и в 1963 году в этой просторной квартире с окнами во двор поселилась семья новой звезды Большого – Мариса Лиепы. А выше – семья балерины Екатерины Максимовой.
Квартиры артистов Большого театра переходят по наследству к их родственникам, однако сейчас стать владельцем недвижимости с уникальной планировкой в этом доме может и человек, от театра далекий – были бы деньги.
Так, в свободной продаже мы нашли четырехкомнатную квартиру на третьем этаже этого дома. Ее площадь – 117 кв. м, три санузла, авторский ремонт. Кирпичные стены выкрашены в белый цвет, на полу – буковый паркет. Гостиная с окнами в пол и кухня-столовая с тремя окнами – с видом на Брюсов переулок, а окна двух спален со своими гардеробными выходят во двор. Стоит этот объект 80,5 млн рублей (он выше на фото).
Рассматривая дома артистов балета, нельзя пройти мимо «дома под юбкой». Это еще один дом Мордвинова, построенный на Тверской в 1940. Угловую башню дома №17 венчала скульптура девушки. Шутники из народа тогда сочинили стишок:
«Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног».
Считается, что статую скульптор Георгий Мотовилов создавал с примы Большого Ольги Лепешинской. И хотя стояла монументальная девушка с серпом и молотом в руках, фигурка ее была изящной, как у балерины. Когда статуе исполнилось 18 лет, ее демонтировали из-за аварийного состояния, чтобы она не свалилась на головы прохожим. Вот так – балерины нет, а дом так и называют «домом под юбкой».
В этом здании почти четверть века прожил знаменитый скульптор Сергей Конёнков, друживший в юности с Есениным. Здесь же обитали оперный певец Леонид Собинов и драматург Григорий Горин.
На четвертом этаже дома мы нашли в продаже трехкомнатную квартиру с тремя большими балконами. Ее площадь – 68 кв. м. Окна выходят на Тверской бульвар и во двор. Стоимость такого объекта – 34 млн рублей.
В 1957 – году реконструкции Кутузовского проспекта, приуроченной к сорокалетию революции, на нем появился дом для творческой интеллигенции (№4/2). В нем дали квартиру Майе Плисецкой с Родионом Щедриным.
Первый этаж этого дома сделали высоким, с окнами-витринами и потолками высотой 3,5 метра. В доме 10 подъездов, и отсчет их начинается не слева направо, как в нормальных домах, а наоборот.
Здесь же жила муза Владимира Маяковского Лиля Брик, к тому времени вышедшая замуж за Василия Катаняна. Брик держала в своей квартире знаменитый на всю Москву литературно-музыкальный салон, через который прошла вся местная и заезжая культурная элита. Андрей Вознесенский читал здесь свои стихи, нередко останавливался погостить кинорежиссер Сергей Параджанов, да и кого здесь только не было!
Сейчас в этом доме продается шестикомнатная квартира размером 310 кв. м. Она размещается на первом и втором этажах. Статус недвижимости «помещение свободного назначения» позволяет открыть на первом этаже салон красоты или другое заведение, а на втором обустроить жилье. Помещение уже с ремонтом и стоит 79,8 млн рублей.
«Театральные» дома: сколько стоит поселиться рядом со знаменитыми актерами?
Улочки старой Москвы: Малая Никитская. Смотрим цены на квартиры
Дома под знаком Осоавиахима: «Красный ромб», древнерусский бестиарий и дом Маргариты
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости
Поделиться:
© 2008 — 2025 ООО «Мир квартир»ИНН 7725273015ОГРН 1157746432942
При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.
Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie