С самого своего основания в XVII веке Большая Полянка именовалась Космодамианской в честь церкви Козьмы и Дамиана, находившейся в Кадашевской слободе. Церковь в 1933 снесли. Зато сохранился другой храм на улице – Святого Григория Неокесарийского, построенный в 1689 году.
На улице жили кадаши – мастера по изготовлению кадушек. В XVII столетии местность стала большой ткацкой слободой. А во времена Петра Великого там устроили Монетный двор. Позже Кадашёвский монетный двор расформировали, но о нем напоминает Старомонетный переулок, отходящий от Большой Полянки.
Полянкой улицу стали называть потому, что в самом ее начале был край поля – «всполье». А Большой Полянка стала, когда в позапрошлом столетии появилась Малая Полянка. В XIX веке на Большой Полянке селились разбогатевшие купцы, заказывавшие себе у архитекторов усадьбы с садами. Мелкие чиновники, дворяне и духовенство тоже жили на Полянке. Сейчас это одна из дорогих улиц Замоскворечья.
Нечетная сторона улицы в XVIII столетии начиналась домом авторства выдающегося архитектора Василия Баженова, построенным для князей Трубецких, с парадным фасадом, выходящим на Кремль. Во дворе дома была построена деревянная церковь иконы Казанской Божией Матери, а рядом – двухэтажная каменная аптека со сводами, тоже спроектированная Баженовым. Позже этот дом перестраивал Матвей Казаков для шурина Суворова, генерала Ивана Прозоровского. В 1812 году эти дома сгорели. Усадьбу Трубецких восстановили, но во время сталинской реконструкции, дабы выровнять Большую Полянку по «красной линии», историческое здание снесли.
Теперь первое здание улицы – брат-близнец дома №17 на Тверской. Он построен по тому же проекту лауреата сталинских премий Аркадия Мордвинова. Только на Тверской башню здания некогда украшала женская статуя, из-за чего он был прозван «Домом под юбкой», а на Полянке башенку оставили «голой».
Трехкомнатная квартира размером 80 кв. м в генеральском доме сегодня стоит 28,5 млн рублей. Она находится на четвертом этаже. В этом жилье три изолированные комнаты и два балкона, раздельный санузел, кухня 9 «квадратов» и отдельная кладовая комната.
В этом же доме, в квартире на третьем этаже можно купить долю с видом на Кремль. 18 метров в «трешке» продают за 8 млн рублей.
На месте снесенного в 1930 году храма Косьмы и Дамиана появился крупноблочный шестиэтажный жилой дом (№4/10). Его архитектором стал Андрей Буров – инженер-изобретатель, сценограф, делавший декорации к фильмам Сергея Эйзенштейна. Он также выступил переводчиком знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье, когда тот приезжал в СССР. Еще этот человек-оркестр занимался реконструкцией Ялты и, стремясь снять берег моря на видео целиком, стал первооткрывателем панорамного кино – синхронная съемка велась пятью камерами. Потом архитектор возглавлял лабораторию анизотропных структур АН СССР, где исследовал ультразвук для лечения онкологических заболеваний.
Немудрено, что здание столь разностороннего мастера получилось интересным, в некотором роде неоренессансным. На фасаде дома только на третьем и пятом этажах сделаны французские балконы, а цветной, коричневый карниз вынесен на консолях-«сухариках». Все эти детали стали еще более заметными в легендарном «Ажурном доме», построенным Буровым и Блохиным на Ленинградском проспекте. А почти напротив дома этих архитекторов, дом 3/9 – тоже их рук детище.
На третьем этаже дома на Большой Полянке сейчас продается трехкомнатная квартира площадью 105 кв. м с дизайнерской отделкой. Интерьер выполнен по авторскому проекту в оригинальном «яхтенном» стиле, с отделкой из красного сандалового дерева. Холл, гостиная и кухня в квартире объединены. Высота потолков – 3,2 м. Картины, итальянская кухня со встроенной техникой и дизайнерские светильники остаются новому собственнику за бронированной дверью и с нею же. Все обойдется в 54 млн рублей.
На месте нынешнего жилого дома №9 находилось несколько зданий типографии братьев Менертов. Теперь здесь элитный клубный дом Cloud Nine, что переводится с английского как «девятое облако», или «блаженство», и это здание, как подсчитал застройщик, от Кремля отделяют всего три дома… ну, не считая двух мостов и одного сквера.
Большие оконные проемы подчеркивают индустриальное прошлое исторического здания. Фасад облицован клинкерным кирпичом, изготовленным в Баварии. Дизайн интерьеров квартир в этом ЖК выполнен в двух стилях – так называемом «индустриальном эко-шике» от итальянского дизайнера Массимо Йоза Гини и современной классике от отечественного архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».
Четырехкомнатная квартира в стиле «эко-шик» размером 167,4 «квадратов» на четвертом этаже этого шестиэтажного дома обойдется в 217,6 млн рублей. Площадь кухни составляет 47 кв. м – больше, чем размер двухкомнатной квартиры в следующем доме нашего обзора.
Когда-то мрачноватый дом №28, с. 2 был самым высоким на Большой Полянке. Строил его в 1937 году приглашенный итальянский архитектор специально для деятелей советского кино. Но за несколько дней до заселения левая часть дома осела, а по одной стене пошли трещины. Архитектор тут же сбежал из России. Его обвинили в покушении на жизнь выдающихся мастеров советского кино и запретили разглашать его фамилию.
Несколько месяцев дом ремонтировали, а потом заселили. Здесь жили кинорежиссеры Юлий Райзман, Вера Строева, Михаил Ромм, Ефим Дзиган, Григорий Рошаль, Марк Трояновский, маленькая Галина Волчек со своими родителями и изобретатель кинотехники Евсей Голдовский. Позже в доме поселился актер Алексей Баталов и другие артисты. Дом так и называют теперь – «дом артистов».
Двухкомнатная квартира размером 38 кв. м на девятом этаже этого дома с историей продается сейчас за 17,9 млн рублей. Окна квартиры выходят во двор, обе комнаты изолированные, размер кухни 6 «квадратов».
Еще один дом (№45) на Большой Полянке окутан легендами. Об этом здании с остроконечными готическими башенками ходит страшная история. Золотопромышленник Новиков заказал построить себе двухэтажный дом, но по договору архитектор обязан был заплатить большую неустойку, если не успеет к оговоренному сроку. Во время строительства заказчик заставлял переделывать то одно, то другое. Зодчий понял, что не успеет к сроку, и с горя повесился в этом доме.
Но богач поселился со своей взрослой дочерью в почти достроенном доме. Дочь вскоре влюбилась в итальянского певца и убежала с ним. Отец отправился на поиски и нашел ее брошенную и на сносях. Злой отец запер молодую женщину в одной из комнат своего особняка, где та погибла в родовых муках. А изверг-золотопромышленник сбежал из Москвы. Дом пустовал до революции.
Обо всем этом написано в рассказе «Проклятый дом» Викентия Вересаева, который писатель поместил в свою книгу «Невыдуманные рассказы о прошлом».
На самом деле архитектором дома Новикова был зодчий Сергей Гончаров, племянник жены Пушкина. И он не думал вешаться, а умер своей смертью. После чего дом в 1915 году купила мещанка Клавдия Свешникова.
Известно, что после революции в особняке Новикова находился детский приют. А сейчас в этом доме размещается фонд Юрия Башмета.
«Театральные» дома: сколько стоит поселиться рядом со знаменитыми актерами?
Улочки старой Москвы: Малая Никитская. Смотрим цены на квартиры
Дома под знаком Осоавиахима: «Красный ромб», древнерусский бестиарий и дом Маргариты
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости
Поделиться:
© 2008 — 2025 ООО «Мир квартир»ИНН 7725273015ОГРН 1157746432942
При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.
Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie