«Ужас и безвкусица». Почему современная московская застройка такая… какая есть?

В этой статье
  • Честный разговор на выставке
  • С застройщиком о вкусах не спорят
  • Хороший вкус спустят сверху

Вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, в архитектуре практически неразрешим. Спор обычно сводится к «тебе не нравится, а мне нравится», и на этом заканчивается. Но то, что Москва в поздние годы социализма застраивалась по принципу «экономика должна быть экономной» и это нанесло городу существенный ущерб, очевидно для всех. Панельки – рядами, в вестибюлях метро – кафельная плитка, как в санузлах… Все это москвичи и гости столицы будут видеть еще очень долго.  Но и в постсоветские годы градостроители столько наворотили…

Дом-яйцо – предмет жарких дебатов об архитектуре. Фото: m.mylove.ru
«Дом-яйцо» – предмет жарких дебатов об архитектуре. Фото: m.mylove.ru

Честный разговор на выставке

На 25-й Международной выставке «АРХ Москва – 2020» архитекторы отважились на разговор о том, что хорошее и плохое было построено в Москве, в ЦАО в последние 25 лет. Выбрали 30 проектов. В их числе такие симпатичные, как концертный зал «Зарядье». И в этой же тридцатке – «Дом-яйцо» архитектора С. Ткаченко, о котором я недавно слышала возмущения типа: «когда-нибудь этот ужас уберут»?  Или – БЦ «Оружейный» архитектора Гнедовского, о котором все мои знакомые вздыхают: ну это же надо было такого монстра построить на Садовом!

И конечно, самый ненавидимый новодел Москвы – здание на Воздвиженке, возникшее на месте Военторга.

Обсуждавшие на «АРХ Москве» эстетические качества этих сооружений были единодушны: да, ошибки в архитектуре возможны в любые времена. Но Москва – это такая мощная стихия, она все переварит, и город выстоит – под натиском точечного убожества и творческих компромиссов, на которые шли архитектурные чиновники.

В чем причина появления «спорных» объектов, которые сейчас возникают повсеместно? На мой взгляд, причин несколько. Это и отсутствие вкуса у девелоперов, и желание сэкономить на работе архитекторов и материалах, и безответственность со стороны чиновников, их непонимание того, что «качество городской среды» – зона их ответственности.

Здание на месте снесенного Военторга. Фото: moscow-photos.com
Здание на месте снесенного Военторга. Фото: moscow-photos.com

Кстати, об экономии. С тезисом о высокой стоимости проекта и строительства как определяющем его высокое качество можно и поспорить. Известный «Дом-улей» архитектора-изобретателя Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, объект, культовый в мировой архитектуре, сложен из строительного мусора.

Но благодаря своей остроумной конструкции простоял и не разрушился даже под ударами артналетов военного времени.

Выглядит он как космический пришелец – среди тяжеловесной-то сталинской застройки арбатского окружения. Говорят, идеями Мельникова в последние годы увлекалась архитектор мировой величины Заха Хадид. Вполне верится!

С застройщиком о вкусах не спорят

Но давайте вернемся к первому пункту, самому главному – отсутствию вкуса у девелоперов. В девелопмент пришли люди самых разных сфер, в основном из финансовой. Для них главный пункт бизнес-проекта – доходность. Дорогой архитектурный проект доходность снижает, поэтому часто застройщик идет на самостоятельное решение вопроса – в собственной структуре создают отдел проектирования, или ищут зодчих подешевле.  Архитекторы же могут вести себя по-разному: например, соглашаться с прихотями девелопера или не идти на компромиссы и… оставаться без проекта.

БЦ Оружейный на Садовом кольце. Фото: pilothub.ru
БЦ «Оружейный» на Садовом кольце. Фото: pilothub.ru

Приходя на интервью к авторитетным архитекторам, я всегда задаю этот вопрос – часто отказываетесь от проектов, видя их несуразность? Говорить об этом открыто обычно никто не хочет, но признают, что случается.

И лучше, когда это происходит в начале, а не когда работа уже выполнена.

Например, один очень уважаемый владелец крупного бюро рассказывал мне, как проект дорогого элитного жилого объекта в центре столицы уже был выполнен, утвержден заказчиком и взят в работу.  Однако в ходе строительства вдруг прозвучало: нет, новое здание выглядит слишком простовато, надо бы добавить декора… Добавили, но силами другого архитектурного бюро. Так в проекте появились два имени.

И это еще хороший вариант развития событий. Бывает так, что первое бюро из проекта уходит. А случается, что все дальнейшие самые нелепые «переделки» по вкусу заказчиков выдаются именно за  творческие предложения тех, кто ушел из проекта. И тут дилемма: или идти на скандал и получить массу неприятностей (рынок элитных объектов в Москве узкий), или молчать…

Хороший вкус спустят сверху

Но закончим на позитивной ноте. Известием последнего АРХ Москва 2020 стала информация главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о том, что все проекты реновации будут авторскими, а отбор будет осуществляться на конкурсной основе. Это воодушевляет. Почему? Потому что конкурс – это не только отбор, это еще и внятное определение  условий – что приветствуется,  а что нет. И даже скромные бюджеты программы, рассчитанной на массовое жилье, позволяют выделить лучшие архитектурные решения.

Проектов на Бауманской улице авторства АБ GREN уже получил премию мэрии.
Проектов на Бауманской улице авторства АБ GREN уже получил премию мэрии.

Программа, в основном, охватит районы среднего пояса города. Там эстетика, в лучшем случае, определяется дореволюционными сооружениями, а убожество современной застройки в летнее время скрывают старые зеленые массивы. Теперь появятся образцы современной архитектуры.

И тут мы подходим к вопросу о роли чиновников в формировании облика города. Как видим, до вопроса ответственности московские власти вроде бы созрели. Но созрело ли их понимание того, что есть хорошая архитектура? Думаю, скоро мы это увидим.​

Наталия Крол

Загрузка...

© 2008 — 2024 ЗАО «Мир квартир»ИНН 7725724532ОГРН 1117746399297

При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.

Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie