Есть в Северной Пальмире такие дома, которые в свое время были культовыми: туда стремились попасть, их завсегдатаям завидовали, а о том, что происходило в их стенах, ходили невероятные слухи. Это были литературные салоны, где мыслители знакомили избранное общество со своими оригинальными идеями, модные поэты читали свежесочиненные стихи, а блестящие музыканты и певцы демонстрировали свои способности.
Петербуржские салоны создавались по образу и подобию парижских: там кипела не только литературная, но и светская жизнь. Они были в какой-то степени прообразом соцсетей: здесь можно было продемонстрировать новый наряд, блеснуть острым каламбуром, узнать свежие сплетни и высказать мнение о последних новинках литературы и театра, а заодно и завязать интересные знакомства.
Держали салоны в своих домах светские дамы, образованные, знатные и состоятельные. Ими восхищались, им поклонялись, перед ними заискивали и, конечно, им посвящали стихи. Забавно, что их бабушки, подобно бабушкам нынешних тинейджеров, совершенно не понимали, зачем нужны подобные сообщества, и так же ворчали.
Салоны были разными, как не похожими друг на друга были и их хозяйки. А вот гости могли кочевать из одного в другой. Давайте заглянем в три таких дома в Петербурге и посмотрим на цариц салонов и их гостей.
В 1906 году на Васильевском острове поселилась красавица-княжна Саломея Андроникова. Ее отец привез своих дочерей из Тифлиса в Петербург, чтобы выгодно выдать замуж. Саломея влюбилась в Зиновия Пешкова, приемного сына Максима Горького, и уже было собиралась выйти за него, но родители спохватились и выдали ее за купца-чаеторговца Павла Андреева (эх, знали бы они тогда, какого перспективного зятя упустили в лице сына пролетарского писателя!).
Муж-ловелас стал ходить на сторону и ухаживать за сестрицами жены. Княжна, не раздумывая, подала на развод и отсудила у супруга столько денег, что безбедно прожила на них с дочкой до самой революции, а также отобрала роскошные петербургские апартаменты, в которых и завела литературный салон. Трехкомнатная квартира располагалась в доходном доме купцов Макаровых на 5-й линии Васильевского острова, 62. Это эклектичное здание в пять этажей построил в 1869 году Генрих Пранг. Оно оригинально не только снаружи, но и внутри: на лестничных площадках друг напротив друга расположены по два четырехстворчатых окна с сохранившимся декоративным остеклением шестиугольниками.
Квартира княжны находилась на втором этаже. Сюда тянулись знаменитые поэты – Анна Ахматова и Николай Гумилев, Георгий Иванов, Марина Цветаева. У нее бывали актриса Ольга Глебова-Судейкина, князь Волконский, композитор Игорь Стравинский. Иванов писал, что в салоне Андрониковой «царил кн. Волконский и на совершенно равной ноге с ним О. Мандельштам». Красива, умна, остроумна – восхищались поэты Саломеей. Мандельштам отождествлял с ее образом Грузию, Блок сделал ее своей «Незнакомкой», а Ахматова подарила ей сборники «Четки» и «Белая стая», посвящала стихи.
Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,
Зачем всплываешь ты со дна погибших лет?
И память хищная передо мной колышет
Прозрачный профиль твой за стеклами карет.
Как спорили тогда — ты ангел или птица,
Соломинкой тебя назвал поэт,
Равно на всех сквозь черные ресницы
Дарьяльских глаз струился нежный свет.
А. Ахматова. «Тень»
Поэтесса Надежда Тэффи писала о ней:
«Украшением ... вечеров, как всегда, была Саломея Андреева (Андроникова) -
не писательница,
не поэтесса,
не актриса,
не балерина
и не певица.
— сплошное не.
Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга...».
Мандельштам засиживался у Саломеи чаще других. То была его вторая сильная любовь.
Во время революции княжне удалось уехать из Петербурга в Крым, затем – в Тифлис. На пути во Францию, в Харькове ее арестовали. Думаете, кто спас княжну? Не ставший мужем Зиновий Пешков. Он отстучал телеграмму «буревестнику революции»: «Отец! Звони Ленину, Троцкому, хоть Карлу Марксу, но спаси из харьковской тюрьмы Саломею Андроникову!». Ее освободили.
Пешков, ставший после советским послом во Франции, переправил княжну с ее дочерью в Париж, а потом некоторое время ходил в любовниках у Саломеи. Но замуж вышла она за бывшего управляющего делами Временного правительства Александра Гальперна. Работала княжна манекенщицей и натурщицей, была меценатом и прожила долгую и счастливую жизнь. Умерла в возрасте 93 лет в лондонском доме, купленном для нее философом Исайей Берлиным.
Другой знаменитый салон держала чета литераторов – Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Звездой салона была, конечно же, декадентская рыжеволосая мадонна Зинаида. Она сама проводила собеседования с поэтами и поэтессами и могла распознать талант даже у тех, кто ей лично откровенно не нравился. Ее принято считать идеологом русского символизма. С легкой руки Гиппиус в русскую литературу вошли Александр Блок, Сергей Есенин, Андрей Белый, Александр Бенуа, Валерий Брюсов, Алексей Плещеев, Федор Сологуб и Мариэтта Шагинян…
Сама Зинаида писала под псевдонимом Антон Крайний, стихи ее были легки и точны. «Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, и есть другие, как бы «ручной работы», – вспоминал Георгий Адамович, – и такой была Гиппиус. Но помимо ее исключительного своеобразия я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал».
Салон у Гиппиус собирался, как правило, днем по воскресеньям, «но тесный кружок тайно — по средам, – писала Тэффи. – К ней можно было прийти, без всяких светских предисловий сказать то, что сейчас интересует, и начать длинный, интересный разговор».
Все собирались в красивом доме князя Мурузи на Литейном проспекте (№24). Фасады этого здания до сих пор украшают балконы, ниши, эркеры и арабские колонны. В вестибюле тоже колонны и арки, на парадной лестнице восточный орнамент – «под роскошную турецкую баню», как шутили поэты. Купола, которые традиционно покрывались стеклянной черепицей, в здании на Литейном обтянули железом, но с выделкой под черепицу крупного размера. Построив этот дом, неизвестный до того времени архитектор Алексей Серебряков проснулся знаменитым: такие стилизации доселе были неведомы зодчим Северной Пальмиры.
Дом в неомавританском стиле сразу привлек к себе внимание богемы. В нем поселились не только Мережковский с Гиппиус – в одном подъезде с ними жил Николай Гумилев. А Александр Куприн поместил сюда героев своего «Гранатового браслета». Позже в доме Мурузи жил Иосиф Бродский.
В 1917-м Зинаида с мужем эмигрировали во Францию, но и там она старалась сплотить русских литераторов, издала бесцензурный сборник, куда собрала произведения писателей, которых больше никто не хотел печатать. Она продолжала заниматься литературной критикой, и ее острого беспощадного пера боялся начинающий Владимир Набоков. Гиппиус умерла в Париже в возрасте 75 лет, на четыре года пережив своего любимого и единственного мужа.
Самой экстравагантной держательницей салона в Петербурге была Паллада Богданова-Бельская. Эта светская дама носила браслеты на ногах, всегда накидывала на плечи зеленую или малиновую накидки, из-под которых выглядывали оранжевые бусы или нелепые кружева. Художник Милашевский писал: «Она не была красива, но была неповторима, а это больше! Больше!».
Ее воспевали в стихах Гумилев, Северянин, Георгий Иванов, Николай Врангель... А вот Алексей Толстой в романе «Сёстры» описал Палладу некомплиментарно: «...Такой гнили нигде не найдешь – наслаждение!.. Посмотри – вон в углу сидит одна – худа, страшна, шевелиться даже не может: истерия в последнем градусе, – пользуется необыкновенным успехом». У Богдановой-Бельской одновременно бывало по шесть любовников, среди которых встречались отцы и их сыновья. А в 1909 году из-за насквозь порочной Паллады застрелились двое мужчин.
На деньги своего богатого отца-генерала эксцентричная дама содержала салон в квартире на Фурштатской улице. Потом съехала на Фонтанку. Там, в доме №126, в ее салоне бывали граф Зубов, князь Волконский, барон Врангель, поэты Бальмонт, Городецкий, все те же Гумилев и Иванов, Северянин и Лившиц.
Этот семиэтажный дом на набережной реки Фонтанки, фасады которого щедро украшены полуколоннами, арочными сводами и лепниной, возводил в 1912 году архитектор Иосиф Долгинов для генерал-лейтенанта Л. А. Витовского. Здание и сегодня выглядит очень торжественно. В парадных сохранились колонны, витражи, скульптуры, и за домом ведется бережный уход.
В 1915 году Богданова-Бельская переехала в «Казачьи бани» в Большом Казачьем переулке (№9). Место было грязное, но очень популярное. Тогда 30-летняя Паллада была замужем за скульптором Глебом Дерюжинским, но влюбилась в соседа Леонида Каннегиссера – 19-летнего поэта-юнкера, бросила скульптора и всю свою страсть обрушила на бедного юношу.
Ее единственный сборник стихов «Амулеты» вызвал неприкрытую неприязнь критиков, но от этого популярность мадам Богдановой-Бельской только выросла.
Экстравагантная Паллада пережила революцию в России, выжила в блокаду и стала почетной пенсионеркой Советского Союза. Умерла она в 83 года в брежневские времена в Ленинграде в доме на проспекте Ветеранов.
Сегодня в домах, где некогда в знаменитых литературных салонах блистали лучшие умы и таланты, квартиры продаются без всякой наценки за «звездность». Так, на последнем этаже легендарного дома Мурузи, где Гиппиус и Мережковский собирали поэтов, предлагается «трешка» размером 83 кв. м. В квартире выполнен хороший ремонт, с заменой перекрытий, в светлых тонах. Имеется просторный холл, в кухне-гостиной три окна, которые выходят на две стороны. Стоимость квартиры – 20 млн рублей.
А в доме на набережной реки Фонтанки, где Богданова-Бельская эпатировала публику, за 22 млн рублей продают квартиру на втором этаже. На 108 «квадратах» четыре изолированных комнаты располагаются на одной стороне и одна – на противоположной. В квартире две ванных и один санузел, а также два выхода – на набережную Фонтанку и Измайловский проспект. В одной комнате необходимо будет сделать ремонт.
Новогодняя ярмарка тщеславия: у кого дерево выше? Елки-2022 в домах отечественных звезд
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости
Поделиться:
© 2008 — 2024 ЗАО «Мир квартир»ИНН 7725724532ОГРН 1117746399297
При любом использовании/цитировании материалов портала активная гиперссылка на https://www.mirkvartir.ru обязательна.
Условия использованияКонфиденциальностьОбработка файлов cookie